HTML5 простыми словами
3 октября 2011 | Опубликовано в статьюшечки | 11 Комментариев »
Это — не статья для супер-гуру-вебмастеров. И даже не для начинающих веб-разработчиков. Эта статья задумывалась как памятка об HTML5 для журналистов и аналитиков.
Здесь найдут ответы на свои насущные вопросы журналисты, копирайтеры и другие неспециалисты в области веб-дизайна, которым для работы просто необходимо знать принципы HTML5, но нет возможности вникать в технические подробности использования этого замечательного языка.
Поможет нам в этом HTML5 DOCTOR, сообщество активных последователей HTML5, проповедующих его использование, и в частности, Брюс Лоусон:
«К нам часто обращаются журналисты и аналитики с вопросами о HTML5. И это замечательно, потому что мы тратим куда больше времени еженедельно, пытаясь читать странички тех журналистов и аналитиков, которые к нам не обратились.
Вот перечень наиболее часто задаваемых нам вопросов, на которые мы дали ответы неспециализированным языком. Журналисты, пользуйтесь на здоровье! цитирование приветствуется, но не является обязательным )))»
Что такое HTML5?
Зто зависит от того, о чем идет речь. Выражение "HTML5» используют в трех разных значениях:
Спецификация HTML5
Наиболее точным определением понятия "HTML5» будет следующее: это спецификация, разработанная совместно двумя группами, W3C и WHATWG. Существуют разные версии спецификации HTML5.
HTML5 стал необходимой, вынужденной эволюцией языка, на котором пишутся веб-страницы. Он был разработан для написания веб-приложений (так называются динмические интерактивные веб-страницы, на которых можно что-то делать). Его предшественник, HTML4, появившийся в конце 90х, предназначался для веб-страниц (статических документов, связанных между собой гиперссылками и содержащих текст, изображения, формы и т.д. ).
- Ключевые понятия:
- Его разработали для обеспечения взаимодействия страниц в разных браузерах. Сегодня мы используем различные браузеры (к примеру, на работе у нас может стоят IE, в телефоне — Safari или Opera, а дома -Firefox) и было бы неразумно и досадно, если бы сайт не работал бы в чем-то из них.
- Все производители браузеров — – Opera, Mozilla (Firefox), Apple (Safari), Microsoft (Internet Explorer), Google (Chrome) — все они сотрудничают между собой, равно как и с еще кучей органицазий и частных лиц: с Netflix, Adobe, IBM, HP, BBC и многим другими.
- Он разработан, чтобы расширить возможности современного веба, не нарушая при этом работы уже существующих веб-страниц.
- Он может соревноваться с плагинами типа Microsoft Silverlight и Adobe Flash, которые сами по себе были созданы, чтобы закрыть дыры в окаменелом стандарте HTML4.
HTML5 и его друзья
в дополнение к самому ядру HTML5, WHATWG разработали другие спецификации, такие как Web Workers, Web Sockets, Web Database. Все они дополняют его новыми свойствами и функциями, полезными для приложений, игр и тому подобного.
Многое из их содержимого изначально было частью самого ядра, но по некоторым производственным и организационным причинам было выведено из него. Вся группа вместе называется Web Applications 1.0.
3. Новые «супер-веб-технологии»
Часто большинство людей, налеких от веб-разработки (а часто и не очень сведущие разработчики), говоря "HTML5», подразумевают целый ряд технологий: ядро HTML5, его дополнения — и еще уйму вообще никак не связанных с ними технологий, таких как геолокация (способность вашего браузера «распознавать» ваше местонахождение), ориенацию устройства, события касания, анимацию CSS3 (которая может заменять несложную Flash-анимацию), SVG (способ отображения графики четко и гладко на экране любого размера), и недавно вошедший сюда WebGL, позволяющий использовать популярные библиотеки 3D-графики в веб, внося трехмерность в веб-гарфику и браузерные игры.
Многое из этого разработано W3C, а WebGL, к примеру, создан Khronos Group.
Также важно не забывать, что так называемые "демо-HTML» с самим HTML5 не имеют ровным счетом ничего общего. Например, во многом из Google Doodles используется DHTML — технология HTML 4 начала 2000х.
Зачем придумали HTML5?
HTML4 трещал по швам под напором новых видов приложений. Многие вещи были просто недоступны и требовали плагинов типа Adobe Flash или Microsoft Silverlight. Приходилось идти на всяческие уловки и ухищрения, использовать нестандартные, недокументированные приемы, что было не очень-то надежной основой для сайтов, созданных для заработка.
Как много браузеров поддерживают HTML5?
Смотря как посмотреть. Если исходить из того, что HTML5 произошел от HTML4, то все барузеры поддерживают какие-то свойства HTML5.
А с другой стороны, если вы хотите знать, какие браузеры содержат все свойства ядра HTML5 — то ни один. Они все обеспечивают выполнение некоторых частей спецификации (которая насчитывает более 700 страниц), но ни один не поддерживает все одновременно.
Если отбросить все несущественное, то все современные барузеры примерно в равной степени поддерживают HTML5, хоть они и добавляют поддержку тех или иных свойств в разное время.
Кто является движущей силой HTML5?
Началось все в 2004 году, в Opera, под руководством Яна Хиксона. Постепенно присоединились и другие браузеры. Хиксон ушел из Оперы в Google, где продолжает работать над спецификацией.
Будет справедливо сказать, что производители браузеров совместно координируют работу над спецификацией, равно как и W3C и многие другие организации и частные лица. Говоря обобщенно, процессом руководят потребности веб-разработчиков.
Кто пользуется HTML5?
Множество людей и компаний: Boston Globe Newspaper; Nationwide Building Society, Yell.com и сотни других. На HTML5gallery.com собрано множество сайтов, применяющих HTML5-технологии.
Когда будет завершена работа над HTML5?
Возможно, в 2012 году. А может и в 2022. Это не так важно, важно другое: он сегодня уже поддерживается браузерами, а, следовательно, мы можем использовать его уже сегодня.
Сказать, что мы не можем пользоваться HTML5, потому что его развитие не завершено — это все равно, что сказать, что мы не можем говорить на русском языке, потому что он все еще развивается.
Правда ли, что HTML5 несовместим с Internet Explorer?
Абсолютная ерунда. IE9 хорошо поддерживает HTML5. В более старые браузеры можно добавить поддержку некоторых API с помощью JavaScript -технологии polyfilling, а также плагинов Flash и Silverlight. Элемент canvas может работать некорректно в версиях IE ниже 9. В основном, причиной проблем в старых браузерах является медленный движок JavaScript. Для отображения видео в старых браузерах можно использовать резервный Flash-вариант.
Стоит отметить, что многие возможности HTML5, такие, как атрибут contenteditable, позволяющий пользователю редактировать содержимое объекта, были придуманы Microsoft и включены уже в IE5.
Правда ли, что HTML5 предназначен для мобильных устройств?
Совершенно нет. В основе HTML5 лежат определенные принципы разработки, один из которых гласит о повсеместном его применении:
«Элементы должны разрабатываться для повсеместного использования... Элементы, по возможности, должны работать независимо от платформы, устройства и носителя.»
С другой стороны, есть особенности HTML5, которые особенно полезны в свете использования мобильных устройств. Если рассматривать «настоящий» HTML5, очень полезной окажется, к примеру, возможность продолжать работать с сайтом в оффлайне с помощью технологии Application Cache (“Appcache”).
Также преимуществом является возможность использовать элемент canvas для отображения анимации устройствами, которые по той или иной причине не могут использовать Flash.
Если рассматривать HTML5 в значении «новые супер-веб-технологии», то огромным плюсом является геолокация.
Вытеснит ли HTML5 Adobe Flash?
Нет — по крайней мере, я на это надеюсь. Многие годы Flash оставался единственной возможностью внедрить видео на страницу. Теперь, с появлением HTML5, появилось соперничество, в котором будут развиваться обе технологии, что просто замечательно для разработчиков.
Apple приняли решение не включать поддержку Flash своими iOS устройствами, что дает огромный толчок видео HTML5. Однако, стоит заметить, что iOS — не самая лучшая платформа и для HTML5.
Flash в любом случае остается полезным кросс-браузерным инструментом. к тому же, следует понимать, что Flash — это больше, чем просто видео. Некоторые простые его функции, используемые в играх, перехвачены HTML5 canvas, а часть примитивных анимаций, для которых он ранее использовался, перекочевала в CSS3. Однако, из соображений удобства создателей тонкой анимации, используемой в играх и мультфильмах, конечно, лучше пользоваться Flash , в котором куда более удобный интерфейс, упрощающий разработчикам многие рабочие моменты. Со временем, когда будут разработаны удобные оболочки для работы с canvas это изменится, но еще не сегодня и не завтра.
Перевод — Дежурка. Автор оригинальной статьи — Bruce Lawson, один из соавторов книги Introducing HTML5.
4 октября 2011 в 22:29
Комментарий скрыт из-за рейтинга
октября 5, 2011 at 11:26 дп
Отчего так категорично?!!
февраля 20, 2016 at 10:32 пп
Полный список структурных тегов HTML 5 — wdtime.ru/blog/strukturnye-tegi-html-5
5 октября 2011 в 14:01
емеля — дурачок, вы что, сказки не читали? :-D
25 ноября 2011 в 14:47
жаль что некоторые пользователи немогут понять что есть браузеры лучше internet explorera :(
ноября 25, 2011 at 4:03 пп
между прочим, ie очень неплохо в последнее время продвинулся в вопросах поддержки новых спецификаций. Видать, схватились за голову после того, как у пользователей винды появился выбор браузера :-D
ноября 25, 2011 at 4:11 пп
ie9 и вправду поддерживает многое, но проблема в том что многие пользователи не переходят на новый браузер, и на работе много времени тратиться на исправление багов под ie7&ie8......
бывают клиенты суровые, говорят сразу для каких верий должен быть оптимизирован вэбсайт, и это радует, так как большенство таких «суровых» клиентов, предпочитают быть на новом уровне технологий, и выбирают всегда последние версии браузеров)
30 ноября 2015 в 12:36
Всем привет! ОЧень крутая статья! Мы недавно тоже написали статью об HTML5, но это не самое важное. Я хотела поделиться инфографикой, которую мы сделали. Надеюсь читателям будет инетерсно. Вы можете найти ее здесь:
mobilunity.com/blog/what- ...loper-and-other/
13 июля 2017 в 10:30
Ошибка в тексте «Часто большинство людей, налеких от веб-разработки»
13 июля 2017 в 10:34
и вообще пробежитесь по статье найдете орф ошибки
июля 24, 2017 at 1:41 пп
И вы пробеЖитесь по своему тексту