Интервью с иллюстратором Дмитрием Коротченко
15 октября 2012 | Опубликовано в статьюшечки | 11 Комментариев »
Дежурка продолжает публиковать интервью с лучшими дизайнерами и сегодняшней нашей жертвой стал замечательный иллюстратор Дмитрий Коротченко. Работы Дмитрия имеют выраженный стиль, они яркие и позитивные. Говорят, при помощи рисунка можно многое скачать о человеке. Но о себе Дмитрий расскажет сам, а вам остается только наслаждаться его творчеством.
1. Здравствуйте, Дмитрий, расскажите о себе и своем творчестве?
Физкульт-привет!
О себе говорить приходится редко, это похоже на собеседование, когда в искажённом зеркале лифта, спешно вытираешь салфеткой пот и стряхиваешь домашнюю пыль фриланса, в надежде произвести серьёзный эффект – эффект заинтересованности и независимости одновременно.
Если о себе… Родился в Сибири, и уже много лет живу в Москве. Папа оставил мне богатое наследство в виде остро-восприимчивой натуры и желания рисовать. Он был художником, в среде далёкой от воображения. Как-то он подарил мне в беззаботном детстве на ДР целую книгу своих карикатур. Она исчезла, неоценённая, как воспоминания, которые с возрастом так мучительно хочется вспомнить. Только сейчас я понимаю, сколько души и терпения он в неё вложил. Творческие затраты сил к сожалению мало кто воспринимает, как труд, в который вкладывают душу. Это видимо тема разговора на века.
Учился неважно. Особенно весной. За окном я видел распускающиеся почки, а в учебнике — «Грачи прилетели» — чувственную красоту обновления, которую так скоро надеялся испытать. О том, что я умею рисовать лучше других никогда не задумывался, относился к этому, как к данности. Творчество развивалось со скоростью прорастания усов – изрисованные тетради переросли в разрисованные учебники. Не помню над чем я так долго корпел по вечерам в свете чёрной, тяжёлой лампы. Обгрызенная шариковая ручка и листки в клетку. Всё вспоминается, как во сне, словно детство и юность я рассматриваю в узкую замочную скважину. Помню, как мама зимой возила меня в какое-то художественное училище. Большие жёлтые листы с размытыми натюрмортами на стенах и мои смущённые тетрадные баталии. Помню, испуг и мамину руку, в которую я вцепился, будто меня хотели отдать в детдом, навсегда. Страх погнал меня в противоположную сторону и много лет я осваивал профессии человеческие, но не связанные с творчеством. Рисовать, чтобы жить и жить чтобы рисовать, я начал только несколько лет назад. Потерянного времени не жаль – судьба лучше знает, как надо.
2. Расскажите о своем первом опыте работы иллюстратора. Как вы пришли в профессию?
Профессия скорей сама ко мне пришла) Шла Она ко мне долго. Петляла по моим неуверенным шагам, отставая на крутых поворотах жизни, стояла на пустых остановках, мокла под дождём, тряслась в последних вагонах метро. Но, однажды, она догнала меня в листопаде сомнений. Предложение её было, как свежий ветер в зоопарке, где спёртый воздух лишает свободы! Как новое рождение исчезающего вида, щедро подаренного лаборантом-пофигистом .
Первая работа сильно напугала, поскольку мэтры, тогда густо красили небосвод рисованной рекламы и примеры их величия буквально лишали надежд на новые начинания. Небольшая иллюстрация в еженедельном приложении к газете «Газета», как влюблённого лишила меня сна и заставляла считать часы до начала новой встречи. Неуверенность тех волнительных свиданий, до сих пор преследует меня перед началом каждой новой работы, но именно она напоминает о том, что невозможное – возможно!
3. Необходимо ли специальное образование для того, чтобы стать иллюстратором, или достаточно желания и таланта?
Желание и Талант, напоминают мне семейную пару, прям Жанна и Толян! Жить вместе могут, но ужиться — шансов мало. Жанна — много просит, а Толян – не всегда может(( Недавно мне написал начинающий иллюстратор и по пунктам просил дать совет, с чего же начать. Я с радостью поспешил написать что-то вдохновляющее и полезное, но увидел в списке вопрос – Как быстро и сколько я смогу зарабатывать? Это печально и к сожалению является тенденцией, растущий график которой можно невооружённым взглядом увидеть на иллюстраторских ресурсах, где немыслимое количество начинающих, делят шкуры не нарисованных медведей. Эта пищевая цепочка, в которой охотников больше, чем добычи. Больше расстраивает не столько желание красиво зарабатывать огромные деньги, сколько не желание и не умение реально оценивать свои возможности. А ведь можно стать талантливым логопедом или фермером. Про важность образования в творчестве ничего не могу сказать. Скорее всего это нужно. Иначе, как вы сможете нарисовать например обнажённую женщину?)
4. На Ваш взгляд, что делает иллюстрацию успешной и продающейся?
Я бы сказал – потребитель, но к сожалению это не так. Для торгующих этим видом товара, это не больше, чем замороженная курица или краска для волос, главное, чтобы закупка была не дорогостоящей. На иллюстрации можно хорошо сэкономить. Например образцы социальной рекламы наводят на мысль, что рисуют её дети в детском саду. «Дети! Сегодня мы будем рисовать плакат на тему опасности перехода железнодорожных путей!» Малыши перепачканные гуашью пускают слюни, старательно рисуя гигантского младенца идущего на таран с кривой электричкой. Можно продавать и не успешную иллюстрацию. Все мы брезгливо кривимся от современной детской книги и весело ставим лайк под очередным «шедевром» бездарщины, надсмехаясь над грустной действительностью. Но это ведь продаётся!
5. Расскажите, как проходит процесс создания иллюстрации?
Пофантазировать и придумать, как написать сочинение. А особенно хорошо, когда это сочинение на вольную тему, когда никто не говорит, что рисовать и как. Но только не в том случае, когда иллюстрация коммерческая и в её судьбе принимает участие весь коллектив дружного офиса в промежутке между бизнес-ланчем и корпоративкой. Тогда нужны только руки, ведро молотого кофе и настойка пустырника. В любом случае нужен полёт фантазии, нетрадиционный подход, ответственность и конечно преданность к делу.
6. Какие Ваши идеальные условия работы?
Я работаю ночью. Как выяснилось в процессе испытаний, это единственная возможная среда моего рабочего состояния. Отсутствие вибрации города, неактивные контакты в скайпе, только редкий лай собак за окном и музыка, которой у меня гигантское количество. Работать вне дома, например над идеями и эскизами, тоже не получилось. Созерцание совсем лишает меня права думать в определённом направлении. Не помню, чтобы какая-нибудь идея пришла мне в голову по дороге в магазин или под клюющей в воду раскидистой ивой. Наверное это недостаток.
7. Какие инструменты используете в работе?
Раньше рисовал эскизы от руки и затем сканировал. Процесс эволюции подтолкнуло, как это ни странно, временное отсутствие бумаги. Пришлось полностью перебраться в компьютер. Теперь я Раб лампы. Грустно конечно видеть пустые холсты с красками, набор пастели, тушь с рапидографами, они тихо шепчут что-то про скуку в тёмной комнате. А вот идеи рождаются только на кухне. Хаотичный набор случайных ручек, карандаши без грифелей и кот на столе под лампой. Иногда хватает пяти минут и неразборчивой закорючки, чтобы вспыхнуло, а иногда несколько часов хождения из угла в угол, чтобы что-то затлело. В работе использую Adobe Photoshop, Corel Painter и мозг!
8. Расскажите о своих наибольших успехах и достижениях? Какую работу считаете самой удачной и дорогой сердцу? Почему?
У меня нет любимых работ. Так же, как и не любимых. Есть старые работы, я их не стесняюсь и даже люблю их просматривать, удивляясь, каким я был неумелым и наивным, радуясь, что я не стоял всё это время на месте довольствуясь тем, что уже есть. Иногда на работу, кажущуюся удачной совсем не бывает отзывов, а на иллюстрацию сделанную в рабочем режиме без вожделения, все ставят лайки. Я долго и пристально её рассматриваю, в надежде разгадать код да Винчи, который сам бессознательно создал. Надеюсь, у меня однажды получиться нечто, что я не смогу повторить. Тогда я соберу манатки и уйду в поле рисовать небо.
9. Какие тенденции можете выделить в современном изобразительном искусстве? Что нас ждет в будущем?
Не могу судить о тенденциях в искусстве, для этого нужно хорошо разбираться в столь глубокой теме, анализировать, искать. Можно реагировать, удивляться или раздражаться. Когда например, для посещения ярмарки искусств под открытым небом нужно платить за вход большие деньги, я просто теряю способность мыслить. Когда выставка работ с нарисованным с помощью трейсинга президентом собирает толпу зевак, мой жёсткий диск слетает, а сознание требует перезагрузки. Меня пугает наше будущее, поскольку ещё не наступило настоящее. Но оптимизм однозначно освещает лестницу в небо и встречаются прекрасные, талантливые люди, несущие энергию спасения. Честь им и хвала!
10. Что или кто Вас вдохновляет?
Вдохновение, как настроение, на которое влияет миллион факторов. От нейронов в мозгу до синицы вдруг севшей на залепленный мокрыми листьями балкон. Вдохновение либо есть, либо нет. Я последнее время нащупываю сенсоры управления идеями, но они слишком чувствительны к нажатию. Например, я заметил, что первая идея оказывается, как правило самой удачной, даже, если и казалась абсурдной. Я стараюсь не забывать о том, что лучшее рождается в бессознательном доверии к чутью и инстинктам. Наверное это и есть состояние вдохновения, когда мысль и чувства поют одну песню.
11. Есть ли у Вас кумиры, чье творчество является для Вас образцовым?
Кумиров у меня нет! Есть ряд художников, которые заставляют меня сомневаться в себе или зарядить воображение. Их состав всё время меняется, видимо от того, что меняюсь я. Смотришь на то, что совсем недавно пробегало электричеством, а в ответ тишина. Иногда, в минуты отчаяния, когда вместо воображения отчаяние, а в голове только тиканье стрелок часов, я бегло просматриваю папки с подборкой любимого. Мелкая деталь, случайный образ, цветное пятно, как в подъезде услышанный вкусный запах из-за соседской двери. И щёлк! Зажигается свет и видишь в руках клубок спасительной нити, из которой остаётся только связать что-нибудь тёплое. Сейчас у меня есть пара фаворитов, глядя на работы которых перестаю дышать. Но, не на долго)
12. Что для Вас лично значит слово «иллюстрация»?
Моё книжно-журнальное детство было щедро проиллюстрировано талантливыми, добросовестными художниками. Это однозначно повлияло на мой вкус и воображение, которое и без того было богатым. Сейчас иллюстрация получила различные формы. Современная журнальная является скорее логотипом, аватаром текста, чем пищей для фантазии читателя. Это понятно и объяснимо, но я от этих блюд испытываю не проходящий голод, а иногда изжогу, хотя в этом жанре несомненно есть гениальные художники. Я вообще стесняюсь слова «художник». Всегда произношу его скомкано и глядя в пол. Наверное из-за того, что с детства им назывались настоящие творцы, гении и истинные создатели, работы которых способны сделать человека лучше.
13. Какая Ваша любимая книга или автор? Помогает ли это в работе?
Честно признаюсь, книг не брал в руки очень давно. Раньше читал запойно, складывая прочитанные в неровную стопку прожитых дней. Особенно любил поэзию. Сейчас, если нужно телепортироваться на другой конец города в подземке, я затыкаю уши плеером и рассматриваю мелькающую паутину тоннеля за стеклом. Слишком много своих мыслей. Раньше хотел научиться думать, теперь наоборот, остановить болтовню в голове. Сейчас модно говорить о пользе чтения, о духовном развитии и уровне интеллекта. Это всё здорово, но главное — чтобы человек был хороший!))
14. Назовите 5 составляющих Вашего успеха
Я не считаю себя успешным. Успех — это что-то вокруг тебя, некий ажиотаж, признание. Не могу это почувствовать. Есть конечно определённые достижения, моё имя можно найти в интернете, в журналах есть мои иллюстрации. Главное - это самореализация, любимое дело. Недавно подарил своей бабуле книгу с моими иллюстрациями и был неожиданно удивлён её восторгу! Теперь она главный, искренний поклонник моего творчества. Это похоже на успех)
15. Назовите 5 качеств необходимых хорошему иллюстратору
Трудолюбие. Терпение. Самостоятельность. Чувство юмора. Искренность.
16. Чем занимаетесь в свободное время? Способствует ли это работе иллюстратора?
Свободного времени практически не бывает! Всегда есть работа. Заказы, менеджмент, переписки. К тому же я, как-то трудно, долго рисую. Вожусь с деталями, маниакально заполняя каждый свободный сантиметр формата. Когда утром на улице стучат каблуки спешащих на работу, то я ещё гипнотизирую монитор неистово стирая перо о планшет. А когда вечер пятницы наполняется беззаботным смехом радости грядущих выходных, я нервно курю на балконе, понимая, что за выходные ничего не успеть. Похоже на мчащуюся карусель в которой что-то заело. Сходить с неё нет никакого желания, а отремонтировать некогда. Но однозначно нужно уметь переключаться и выкраивать время на простые и такие важные моменты. Ветрено мчаться на велосипеде в солнечных бликах, кормить уток колбасой на засыпающем в закате пруду, уткнуться в волосы любимой, позвонить маме.
17. Если бы Вы могли воспользоваться машиной времени, вернули бы время вспять, чтобы изменить профессию или что-то поменять в жизни?
Всегда мечтаю о машине времени, особенно за два часа до дедлайна, когда так хочется остановить мгновение. Меня устраивает настоящее. Нравится, каким меня делает время. Вместо машины времени я хотел бы ещё пару жизней. Ничего не успеть за одну. Я бы занялся живописью или скульптурой, написал книгу, не торопил бы события в попытке успеть многое. Почаще бы смотрел вокруг, а иногда просто ничего бы не делал, стоял бы на высоком берегу и смотрел в даль.
18. Что можете пожелать иллюстраторам и всем, кто любит рисовать?
Ничего не откладывать на потом! Думать сердцем и осязать душой.
Желаю всем вдохновения, чистого горизонта и творческих побед!
15 октября 2012 в 15:17
Очень понравилось. Ирония и юмор подкупают.
15 октября 2012 в 15:27
очень доброе интервью)
15 октября 2012 в 15:56
Отличные работы, хорошее интервью. Спасибо.
15 октября 2012 в 18:56
«Потерянного времени не жаль – судьба лучше знает, как надо»
— хорошо сказано
15 октября 2012 в 19:55
приятно
16 октября 2012 в 7:03
ооооооооооооооооооочень! Дмитрий, в душе философ! А по другому, в нашей профессии никак!
16 октября 2012 в 11:50
Искренне и проникновенно! Было приятно почитать :)
16 октября 2012 в 12:43
Очень хотелось прочитать интервью полностью, но к сожалению, текст перенасыщен самым что ни на есть ГРАФОМАНСТВОМ. Читать просто не возможно. Работы хорошие, но лучше смотреть на них не читая...
октября 17, 2012 at 8:40 пп
Почему?????
Как по мне оочень здорово!
16 октября 2012 в 15:28
шедевр! (пошла кормить уток колбасой :-D)
16 октября 2012 в 17:31
В каждом абзаце по цитате, шикарное интервью... спасибо
« Раньше хотел научиться думать, теперь наоборот, остановить болтовню в голове»