Дина Беленко и ее истории в фотографиях
24 июня 2015 | Опубликовано в статьюшечки | 1 Комментарий »
Сегодня мы познакомим вас с Диной Беленко. Дина — фотограф, однако не простой. Она не просто ловит удачные моменты, а сама их создает. Работы героини нашей публикации вдохновляют, их хочется разглядывать и разгадывать. Как ей удается создавать целые истории в одном кадре, какие инструменты помогают ей в работе, и с чего начинаются проекты Дины, читайте в сегодняшнем интервью!
Расскажите немного о себе нашим читателям. Как решили стать фотографом, где учились этому?
У меня есть универсальный способ представиться: «Меня зовут Дина и я рассказываю живые истории про неживые вещи». Я — человек с бумажными динозаврами, проволочными деревьями, кофемашиной Руба Голдберга, сверхновой из бенгальского огня, черной дырой в кофейной чашке, приветами Дугласу Адамсу и Весу Андерсону, дирижаблем над горячим чаем, вафлями Пенроуза, карманным НЛО, лабиринтами из всего на свете и звездным печеньем. И фотоаппаратом, да.
Впервые у меня появился фотоаппарат в старшей школе — это была дешевая пленочная камера без каких-либо настроек. Такие в то время были у всех. Жаль, что тогда еще не было Инстаграма, потому что набор сюжетов подходил идеально: еда, закаты, котяточки. Забавно, что именно это и была фотография, какой ее представляет российская «академическая» литература — способ остановить мгновение, зафиксировать момент реальности. Но когда я стала заниматься этим чуть серьезнее (скажем, решила, наконец, прочесть инструкцию к — уже другой, цифровой — камере и на секунду задуматься о композиции перед нажатием на спуск), поняла, что есть вещи поинтереснее, чем документирование происходящего — можно рассказывать собственные истории.
Я нигде не училась собственно фотографировать, зато читала разные интересные книги про искусство, натюрморты и построение сюжетов. Особенно мне дорог Владимир Пропп, разобравший волшебную сказку по косточкам: не только ее структуру и типы персонажей, но и магические предметы, все эти зеркала, превращающиеся в озера, гребни, встающие непроходимым лесом. Эти талисманы часто были единственным, что подталкивало сюжет сказки к развязке. Что может быть более впечатляющим примером неодушевленной вещи как части истории?
Есть ли у вас любимые профессиональные приемы или техники, которые вы используете постоянно? Расскажите о них, пожалуйста!
Мне очень нравится использовать майнд-карты (они же интеллектуальные карты, карты мыслей и ментальные карты) для рисования скетчей (и вообще для любого планирования).
Эти диаграммы связей наиболее полезны для людей, которые чувствуют себя очень неуютно с таблицами и списками. В центре записывается основная тема (объект, с которым вы работаете, настроение, которое хотите передать и так далее), это ключевой образ, который составляет наиболее важную часть будущего снимка. Далее следует нарисовать основные ветви, это могут быть условия съемки, ассоциации, имеющийся реквизит, вспомогательные идеи. Каждый из этих параметров уточняется при помощи вспомогательный ветвей. Когда вы думаете о том, как можно уточнить каждый из пунктов, ваш мозг непроизвольно выстраивает связи между предметами, соединяя их самым неожиданным (но в ретроспективе — вполне логичным) образом.
В каждой вашей работы чувствуется труд и работа над идеей. Существует ли определенная схема, по которой вы работаете? Расскажите об этапах создания ваших проектов.
Я всегда начинаю работу с эскиза. Он не очень подробный, но позволяет определиться не только с темой, локацией и настроением, но и с набором необходимых объектов и примерной композицией. Не могу сказать, что продумывание образов очень долгое: Йозеф Судек как-то сказал, что выдержка одной из его фотографий — «Одна сторона Вагнера», думаю, эскиз снимка вне серии занимает примерно такое же время.
Другое дело — подготовка к съемке, здесь процесс может затянуться. В моем городе часто не удается купить самые простые вещи, поэтому некоторые детали приходится долго искать или делать самой. Сам же съемочный процесс, я думаю, такой же, как в любом другом жанре, где фотограф контролирует сцену: устанавливаешь фон, композицию, свет и нажимаешь на спуск.
Вы не только фотограф, но еще и декоратор и оформитель. Какие дополнительные навыки вам пришлось получить, чтобы успешно действовать в этой области?
Я бы не сказала, что я декоратор и оформитель, для этого нужно делать больше, чем готовить реквизит к собственным съемкам. Иногда приходиться выдумывать шаткие конструкции, на которых будут держаться звезды и динозавры, и вклеивать в чашки пластиковые перегородки, а иногда можно просто прийти на YouTube и найти мастер-класс «Как сделать яблоневую ветку из бумаги и проволоки».
Что происходит реквизитом для проекта после того как вы отсняли желаемый кадр?
Некоторый реквизит (чашки, карандаши, красивые коробочки и пеналы) можно использовать повторно, поэтому я, разумеется, его храню. Он, правда, постепенно начинает вытеснять из квартиры другие нужные вещи, зато любое красивое блюдце всегда под рукой.
Почему герои ваших работ именно неживые? Пробовали ли фотографировать людей и чем они хуже еды и предметов? ))
Когда я только начала учиться фотографии, то пробовала себя в разных жанрах: пейзажи, портреты, стрит. В итоге я поняла, что мне интересно не просто фиксировать происходящее и пересказывать истории, случившиеся в действительности, мне хочется рассказывать свои. А сделать это проще, когда ты можешь контролировать все объекты съемки. Можно чувствовать себя режиссером, который раздает указания чашкам и печенью:)
У меня есть несколько фотографий с людьми (и там даже видно не только руки, но и человека в полный рост), но это никогда не портрет. Мне не интересно раскрывать характер моей модели и показывать ее внутренний мир, мне интересно рассказать историю про мечтателя, искателя приключений или даже простого садовода. В этом плане мне очень нравятся работы Олега Оприско, он обращается со своими моделями так же, как я с чашками — можно заменить одну чашку на другую, и смысл картинки почти не изменится, история останется той же. Так что, мне кажется, дело не в одушевленности объектов, которые вы снимаете, дело в историях, которые вам интересно рассказывать.
Творческие личности видят мир по-своему и часто хотят его изменить. А что бы вы изменили в окружающем мире?
Мир сам потихоньку меняется к лучшему. Так что я бы изменила скорее себя. Кому из нас не хочется иметь суперспособности или хотя бы возможность больше работать и меньше уставать? :)
Быть фотографом сегодня модно. Не задевают ли вас шутки типа этой, о том, что кругом одни фотографы? И что вы делаете для того, чтобы выделяться из общей массы людей с фотоаппаратами?
Нет, поскольку мне приходится искать коллег по концептуальным натюрмортам днем с огнем. Вот, есть невероятный Peter Lippmann, вот трогательная Catherine MacBride, вот восхитительная Olivia Jeczmyk, вот еще две дюжины фотографов, которых я помню по именам так, как не помню одноклассников. И, собственно, все. Репортажных фотографов в одном только квартале больше, чем, например, фуд-фотографов во всем городе. И, к слову, больше, чем свадебных фотографов, правда, уже не в такой впечатляющей пропорции.
Мне кажется, ставить цель выделиться — само по себе не очень правильно. Нужно ставить цель снимать красивые картинки, это самое главное.
Ваши работы самобытны и оригинальны. Что помогает вам избежать неосознанного копирования других авторов?
Если копирование неосознанное, то его, наверное, нельзя избегать сознательно, да? Я не знаю. Когда я рисую эскиз, то не ставлю цель «Сделать оригинальную, ни на что не похожую картинку», это же полностью парализует любую мысль. Я думаю, какую рассказать историю, как это сделать, какие объекты выбрать, как поставить свет. Мне кажется, два разных человека просто не могут ответить на эти вопросы одинаково.
Ваши работы очень вдохновляют! Важно ли вам знать что испытывают те, кто смотрит на ваши снимки?
Мне разумеется, очень радостно читать положительные отзывы, особенно если в снимке была какая-то пасхалка, и люди ее нашли. «О, да это же отсылка к Дугласу Адамсу!», «Я тоже читал эту книжку», «М-м-м, это и мой любимый режиссер». Прекрасно же, когда тебя понимают.
Что доставляет вам наибольшую радость – процесс или результат? И почему?
Я в принципе не понимаю ориентации на процесс. То есть, мне, конечно, нравится фотографировать, нравится думать над композицией и нравится рисовать эскизы (особенно эскизы!), но я совершенно ничего не могу делать только ради процесса. Ведь даже пирожные ешь не ради процесса, а ради того, чтобы стать счастливее и радостнее. Представьте, как это было бы ужасно — вот ешь самый вкусный в мире торт, а радостней от этого не становишься. Зачем тогда торт?
Посмотреть другие работы Дины можно в группе Вконтакте или в ее портфолио.
4 апреля 2016 в 12:37
Очень порадовали работы.
Вы знаете, действительно работы Дины Вдохновляют.