Дизайн UI: ограничения человеческой памяти
13 августа 2015 | Опубликовано в статьюшечки | 2 Комментариев »
Одна из причин по которой существуют компьютеры заключается в том, что у людей очень ограниченная память. Компьютеры помогают не только хранить данные, но и выступают в качестве кратковременной памяти, которую мы используем для сравнений, вычислений и принятия решений.
Несколько важных вещей о человеческой памяти:
- память несовершенна
- интуитивная память крайне коротка (примерно 200 мс)
- объем краткосрочного хранения данных ограничен (4 значимые вещи +/- 1)
- память фильтруется (через смысл и значение) как при сохранении, так и при вспоминании
- воспоминания восстанавливаются из ассоциаций каждый раз, когда вы о них думаете
- память не мгновенна
Память аналитическая или аналоговая?
У многих из нас память работает почти как фотография. Память так же, как и фотоаппарат формирует отпечаток окружающей действительности, в зависимости от впечатлений из окружающей среды, внешних стимулов и входящей информации.
Однако же множество исследования и научных экспериментов говорят о том, что память — скорее аналитический процесс, а точнее модель обработки информации.
Простой взгляд на модель обработки информации
Из огромного объема необработанных данных внимание собирает ограниченное количество информации в сенсорную память. Эти сенсорные впечатления хранятся примерно 1/5 секунды, после чего либо распознаются как единица смысла, либо игнорируются как неважная информация.
Кратковременная (или оперативная) память — это механизм которые удерживает наше сознание, принятие решений и осознанность. Ограничение человеческой кратковременной памяти составляет 4 единицы смысла одновременно (плюс-минус одна), и занимает примерно от 2 до 20 секунд. Эти единицы значений могут быть крошеными атомами смысла (к примеру, красный цвет) или составными частями большего смыслового блока (красный сигнал светофора).
Когда эти смысловые единицы помещаются в контекст (это может быть окружение, функциональность, успех, поражение, время, любой эмоциональный опыт и т. д.), они превращаются в долгосрочные воспоминания, которые могут храниться годами. Многие из нас до сих прекрасно помнят такие вещи как, к примеру, расположение настроек сети в стартовом меню Windows 95.
Ключевые выводы о памяти: мы не можем запомнить то, чего не понимаем и ограничение памяти мешают выбору из более чем четырех вариантов.
Возьмем для примера иконки
На протяжении длительного времени они являются излюбленным инструментом дизайнеров интерфейсов. Иконки должны помогать памяти, быть идеально распознаваемы, минималистичны и вести пользователя туда, куда он хочет попасть. К сожалению, это не всегда срабатывает.
Вот некоторые причины, почему иконки плохо работают, учитывая ограничения нашей памяти:
- Если мы не может распознать значение символа, мы не можем его запомнить (это что, «Поиск? Открытие? Исследование? Навигация? Звезда?»)
- Если иконка может быть понята в разных смыслах, мы можем неправильно запомнить ее значение, или не запомнить его вообще (Это карточка контакта? Или сообщения? Я не помню)
- Четко понятные иконки (например, иконка «Домой») четко и хорошо запоминается.
Размещение данных как испытание для памяти
Возьмем для примера создание Интернет-магазина. Во время его создания возникло несколько вопросов касающихся размещения данных. Как лучше подать информацию, чтобы пользователь мог сделать быстрый, уверенный и осмысленный выбор?
Осознавая объем информационной нагрузки, с которой приходится сталкиваться пользователю просто просматривая каталог, были разработаны две версии демонстрации контента.
a: простая версия | b: понятная версия |
Первая версия предполагала снижение количества демонстрируемых данных. Ведь при более простом подходе (a) проще запомнить элементы и в конечном счете сделать выбор.
Второй вариант (b) заключался в разделении информации на визуально разные блоки, что делает контент проще для восприятия и запоминания.
Оба способа подверглись испытанию пяти секунд, которое хорошо тем, что позволяет выявить какие элементы запоминаются хорошо, а какие нет. По итогам можно сделать следующий вывод: плохо запоминающаяся информация просто плохо структурирована.
В итоге победила более понятная версия (b), причем с большим отрывом. В этом случае люди чаще запоминали не только бренд и модель, но и цену с размером. Отсутствие достаточного количества информации в первой версии (a) по факту просто обрывало процесс запоминания.
Помните что важно создавать пользовательский опыт, который работает вместе, а не вопреки способу мышления пользователей!
Автор статьи Ryan Nance
Перевод — Дежурка
Смотрите также: