Интервью с дизайнером и иллюстратором Анной Александровой
17 сентября 2014 | Опубликовано в статьюшечки | Нет комментариев »
Сегодняшняя гостья Дежурки — дизайнер и иллюстратор Анна Александрова. Анна работает в самых разных направлениях дизайна, но это нельзя назвать творческим поиском, ведь она отлично понимает чего хочет, что ей нравится и чем интереснее всего заниматься. Читайте в этом интервью о том как Анна пришла в дизайн, с чего начинала, что в профессии ей особенно мило и многое другое.
Как вы начали заниматься дизайном и иллюстрацией? Где учились этому?
Я рисовала с самого детства, поэтому вопросов при выборе профессии не возникло. В детстве, когда дома закончились все альбомы, а фломастеры переставали писать моментально, родители отвели меня в типичный районный кружок по рисованию. Позже в средних классах я уже самостоятельно ходила в художественную школу, где было разделение на живопись, рисунок, скульптуру и композицию. Так и понеслось.
Я точно знала, что я буду рисовать, но в какой именно области применить свои умения долго не понимала. В старших классах ходила на курсы по специальности дизайнер интерьера, но понимала, что душа у меня к этому не лежит. И вот однажды я увидела упаковку для мужского галстука, которая настолько меня зацепила, что я еще несколько дней о ней вспоминала. Потом разузнала, что упаковка, визитки и прочая полиграфия, к которой я всегда внимательно относилась — графический дизайн, так что я быстро перешла на другие курсы и начала готовиться к поступлению. Училась в МГТУ им, Косыгина, недавно узнала, что как университет он больше не существует.
Вы много учились тому, чем сейчас занимаетесь, однако многие современные дизайнеры и уж тем более иллюстраторы работают, не имея специального образования. Они занимаются самообразованием, учатся по урокам в сети. Как вы считаете, можно ли быть профессионалом в этой области, не заканчивая университетов, и заметно ли отсутствие образования в работах таких дизайнеров?
Всё зависит от человека. Если есть желание, человек может часами заниматься самообразованием и в итоге вполне способен переплюнуть многих, кто учился годами, но не смог взрастить свой уровень. Сейчас столько информации! Среди моих знакомых также много дизайнеров, не имеющих художественного образования, кому-то это не мешает, кому-то его не хватает.
Важно понимать, что имея навыки рисунка, живописи и композиции многие вещи будет проще и быстрее понять и сделать. Эти знания даются не просто так в вузах, они действительно помогают в работе и с цветом и с формой. Если рассматривать иллюстраторов, то тут, мне кажется всё зависит от выбранного стиля, есть те, кто нигде не учился и работает в такой милой скетчевой стилистике — вот таким ребятам отсутствие образования не мешает, они как раз прекрасны чистотой в этом плане.
Диапазон вашей деятельности довольно широк: от логотипов до дизайна упаковки. Какие области вам особенно милы?
Учиться я пошла на графического дизайнера, но сначала я стала заниматься иллюстрацией и развивалась в этом направлении. Потом было время, когда иллюстрация мне очень надоела. Точнее мне надоела работа иллюстратором — сюжетные многоплановые картинки, иллюстрирующие какую-либо ситуацию всё-таки не совсем моё. Тогда я стала нажимать на графический дизайн, но и это было скучно. Позже, я поняла, что для меня самое интересное это применение иллюстрации в дизайне, поэтому сейчас я совмещаю все свои навыки.
Часто дизайнеры на постсоветском пространстве жалуются на то, что заказчик не готов к современным решениям, в результате чего принимаются более обыденные работы. Как видите вы эту проблему?
Такая проблема есть, но, к счастью, не все заказчики такие. Те, о ком вы спрашиваете — люди, как правило, в возрасте, привыкшие к определенному укладу. Им бывает страшно пробовать что-то новое. Есть правда и другая беда: иногда такие заказчики, осмелев, делают что-то «ультрасовременное», «молодежное» и это просто кошмар. У меня проблем с такими заказчиками нет. Ко мне обращаются, видя моё портфолио. Мы всё детально обсуждаем, если мне работа не интересна, то я не берусь за неё.
Помните свой первый заказ?
Хм… По-моему я просто собрала скромное портфолио и отправила в редакцию журнала Time out. Им понравилось, и они попросили меня сделать сразу серию иллюстраций к статье. Я тогда очень волновалась, но всё прошло хорошо.
Что вы чувствуете когда встречаете в продаже журналы с вашей обложкой или продукты в разработанной вами упаковке?
О, это удивительное чувство теплоты, радости и смущения. Вообще я сознательно не занимаюсь сайтами и приложениями и прочим, а стараюсь ограничиться полиграфией. Причина в волшебстве, которое она дарит, будучи произведенной. Когда твой макет оживает это замечательно. Бывали конечно случаи, когда я была недовольна результатом, например когда хороший макет печатали на самой дешевой бумаге и он выглядел совсем не так, как я рассчитывала. Но обычно я даю совет, как лучше напечатать, чтобы не было конфуза.
Следите ли вы за современными тенденциями в дизайне? Стараетесь ли идти в ногу со временем? Не считаете ли, что мода способна вытеснить индивидуальность?
В моей профессии хочешь не хочешь, а в курсе того что происходит быть просто необходимо. Ведь заказывая, клиент всегда хочет получить что-то актуальное. Но я не трачу на это много времени, пару раз в неделю могу порыться в интернете.
Вы работаете на кого-то или же занимаетесь фрилансом?
Я работаю на себя. После окончания университета я работала 2,5 года дизайнером удалённо, затем полностью перешла на фриланс. Мой самый страшный сон — это работа в каком-нибудь рекламном агентстве!
Как вы справляетесь со сложностями фриланса: организацией времени, получением заказов, улаживанием финансовых вопросов с заказчиками?
Всё как-то само так удачно складывается. Что касается организации времени — веду ежедневник, обычный, бумажный, где можно вычеркивать сделанное и мять уголки страничек. Мне это очень помогает. Также вешаю на видное место стикеры с проектами, которые сейчас веду, чтобы ни про кого не забыть. А заказчики обычно сами меня находят по рекомендациям моих бывших клиентов.
Не смущает ли вас правовая незащищенность фрилансера? Как вы считаете, необходима ли более развитая и продуманная законодательная база для такого рода деятельности?
С людьми, которые не вызывают у меня доверия я стараюсь работать по договору, и всегда беру предоплату, потому что были случаи, когда я делала макеты, а потом заказчик просто пропадал. Еще один выход — работать как юридическое лицо, но не всем заказчикам это удобно.
Существует ли для вас понятие «карьерного роста»? К чему вы стремитесь в профессиональном плане и какая ваша самая смелая мечта, связанная с профессией?
Для меня «карьерный рост» это удовлетворение от того, что я делаю. Никаких глобальных планов, вроде своей студии, у меня нет, мне нравится, что я сама по себе. Конечно, хочется стремиться к более высокому уровню работ, это естественно. Возможно, я бы хотела себя попробовать в каких-то сферах, в которых пока не работала. Например, я бы с удовольствием от и до оформила какое-нибудь некоммерческое мероприятие, вроде свадьбы или дня рождения, а там уже будет видно, понравится ли мне.
Чем вы увлекаетесь помимо дизайна и иллюстрации?
Это сложный вопрос, так как моя работа это мой образ жизни, иногда люблю просто порисовать для себя, открыть старую коробочку акварели и вспомнить былое. Люблю готовить, путешествовать и собираться компаниями.
Блиц-опрос:
- Источник вдохновения: хорошее настроение и новые впечатления
- Любимые шрифты: сомневаюсь, что такие есть — одни сменяются другими довольно часто, но вот леттеринг очень люблю.
- Работаю под звуки мяукающего сквозь музыку кота
- Мечтаю о самосовершенствовании
- Самые часто используемые в работе инструменты: стилус, ручка и блокнот
- Постоянно захожу на сайты: из основных Behance, Pinterest, ffffound и прочие, такого рода
- Мое рабочее место похоже на... Как не стыдно признаваться, но чаще всего моё рабочее место похоже на свалку)) но я с этим борюсь!
Дежурка желает Анне вдохновения, интересных проектов и безграничных возможностей!
Другие работы Анны можно посмотреть здесь.